1. Ростислав Чебыкин
  2. Статьи

Вся правда о чёрточках

Дефис, тире и минус в русской типографике

— Между нами…⁠— заикнулось первое Дополнение.
— Между нами…⁠— заикнулось за ним второе.
— Ну говорите же!
— Между нами какая⁠-⁠то Чёрточка…
— А должно быть Тире.

Феликс Кривин. Чёрточка

В русской письменности употребляются горизонтальные чёрточки трёх типов: дефис, тире и минус, причём тире бывают разные. «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией Лопатина относят дефис к небуквенным орфографическим знакам, тире — к знакам пунктуации, а про минус не упоминают вообще.

В этой статье я не буду играть в Розенталя и пересказывать нормы русского языка, зато сосредоточусь на том, как набирают и верстают чёрточки, какова их форма и как работать с ними на компьютере.

Грамматика чёрточек

Дефис соединяет части сложных слов и словосочетаний (жар-птица, кое⁠-⁠кто, Санкт-Петербург), употребляется в сокращениях (г⁠-⁠н Н⁠-⁠ский, 5⁠-⁠й этаж, 2,5-диметокси-4-бромоамфетамин), используется как знак переноса и в других ипостасях. Правила употребления дефиса в русском языке объёмны, сложны, полны исключений и в конечном итоге сводятся к перебору многочисленных частных случаев. Чтобы не оплошать с дефисами, сверяйтесь с академическими словарями и справочниками. Впрочем, они сами иногда противоречат друг другу.

Тире разделяет члены предложения (Курить — здоровью вредить). Парное тире выделяет специальные конструкции, например обособленные определения или обстоятельства: Постепенно — видимо, от утомления — речь его обретала всё более явственный кошачий акцент. Также тире оформляет прямую речь.

В некоторых стилях набора вместо обычного тире ставится короткое:

Длинное (обычное) тире Пуля — дура, штык — молодец
Короткое тире Пуля – дура, штык – молодец

В последнее время распространяется практика использовать оба вида тире параллельно. При этом короткое тире употребляется в специальных случаях:

Пробелы и переносы строк

Дефис пишется слитно с теми частями, которые соединяет (правильно: ха-ха-ха, неправильно: ха - ха - ха).

Нежелательно разрывать строку после обычного дефиса, потому что читатели могут принять его за знак переноса. Эту рекомендацию сложно соблюдать там, где нет возможности тонко настраивать выключку,⁠— например, при вёрстке веб⁠-⁠страниц. В таких случаях я придерживаюсь более слабого принципа: запрещать перевод строки, только если дефис присоединяет короткие слова или части, которые не являются самостоятельными словами (кое⁠-⁠как, 101⁠-⁠й километр, позвольте⁠-⁠с). Словам типа генерал-полковник или крибле-крабле-бумс я не мешаю переноситься по дефисам.

Тире чаще всего отделяется пробелами с обеих сторон (правильно: Ленин — гриб, неправильно: Ленин⁠—⁠гриб). Некоторые справочники рекомендуют не ставить пробел перед тире, если слева находится точка, запятая или многоточие:

— Лошадка⁠-⁠а…⁠— позвал Ёжик.

Если тире разделяет пределы диапазона, записанные цифрами, пробелы вокруг тире лучше не ставить: 64⁠–⁠69 кг, XVIII⁠–⁠XIX века.

Не стоит разрывать строку перед тире, но можно после него, если за тире следует пробел. То есть можно разорвать Ленин —⁠ ⁠⁞⁠ ⁠гриб, но не надо 1799⁠–⁠ ⁠⁞⁠ ⁠1837.

Если минус обозначает отрицательную величину, его не следует отрывать от последующего числа пробелом и тем более переводом строки: −⁠15 °C, ваш баланс −⁠100 рублей. Минус в качестве арифметического действия отделяется пробелами с обеих сторон (a² − b²), однако разрывать строку нежелательно ни до, ни после него.

Геометрия чёрточек

Нет никаких официальных законов о том, какой длины, толщины и формы должны быть чёрточки.

Дефис во многих шрифтах выглядит как ровная прямоугольная полоска, хотя немало и шрифтов, где его форма интереснее. Вот некоторые примеры:

Прямоугольная полоска
Trebuchet News Gothic Bembo
Дефис (шрифт Trebuchet) Дефис (шрифт News Gothic) Дефис (шрифт Bembo)
Полоска с закруглёнными торцами
Calibri Bannikova Hoefler Text
Дефис (шрифт Calibri) Дефис (шрифт Bannikova) Дефис (шрифт Hoefler Text)
Скошенная полоска
Palatino Gentium Plus Book Antiqua
Дефис (шрифт Palatino) Дефис (шрифт Gentium Plus) Дефис (шрифт Book Antiqua)
Другие формы
Garamond Candara Kuzanyan
Дефис (шрифт Garamond) Дефис (шрифт Candara) Дефис (шрифт Kuzanyan)
Cochin Adobe Jenson Academy
Дефис (шрифт Cochin) Дефис (шрифт Adobe Jenson) Дефис (шрифт Academy)

Средняя длина дефиса составляет примерно ¼ кегля шрифта, а вместе со стандартными отступами по бокам — примерно ⅓ кегля. Характерная толщина дефиса — около 90 % от средней толщины штрихов в шрифте, а пропорции этого знака чаще всего лежат в диапазоне от 3⁠:⁠1 до 9⁠:⁠2.

Длинное тире занимает площадку, ширина которой в большинстве шрифтов совпадает с кеглем. Однако сам знак редко вписывается ровно в площадку: чаще он имеет отступы по бокам или, наоборот, выступает за края площадки, отчего его длина становится меньше или больше кегля:

Didot
Длинное тире (шрифт Didot)
San Francisco
Длинное тире (шрифт San Francisco)
Times New Roman
Длинное тире (шрифт Times New Roman)

В итоге тире оказывается значительно длиннее, чем дефис. В среднем его длина в 3,5 раза больше, хотя это отношение меняется от шрифта к шрифту: например, в Trebuchet MS тире всего в 2,2 раза длиннее дефиса, зато в Tahoma — почти в 5 раз.

Толщина тире в большинстве шрифтов такая же, как у дефиса, или немного меньше (до полутора раз). Пластика тире тяготеет к соединительным штрихам (таким, как перекладина в букве «Н»), а у дефиса это тяготение не просматривается. Обычно пропорции тире варьируются от 12⁠:⁠1 до 16⁠:⁠1, хотя, например, в Didot его длина аж в 50 раз больше толщины.

Короткое тире во всех шрифтах (за единичными исключениями) по толщине равно длинному, а ширина его площадки вдвое меньше: в «образцовых» шрифтах она составляет ровно ½ кегля.

Поскольку английские названия тире «em dash» и «en dash» происходят от букв M и N, распространено поверье, что длина тире как⁠-⁠то соотносится с размерами этих букв. Авторы статей и книг повторяют этот миф друг за другом, не удосужившись проверить его на реальных шрифтах.

Минус геометрически не связан ни с дефисом, ни с тире. Его размеры и форма соответствуют родственным математическим знакам — таким, как «+», «±» и «÷». Длина минуса, как правило, бывает от ½ до ⅔ кегля, а толщина коррелирует со средней толщиной штрихов (ρ ≈ 0,8) и обычно составляет 1⁠ ⁠–⁠ ⁠1¼ этой толщины.

По внешнему виду минус иногда путают с тире, особенно с коротким. Например, по записи A − B не всегда понятно, что имеется в виду: диапазон от A до B или вычитание B из A. Чтобы предотвратить эту неприятность, диапазон можно обозначать многоточием (A⁠ ⁠…⁠ ⁠B) или предлогами (от A до B).

В отличие от дефиса, тире и минус не склонны к затейливым формам. Редко встречаются шрифты, где тире выглядит сложнее, чем простая прямоугольная полоска; шрифты с оригинальным контуром минуса попадаются ещё реже.

Горизонтальные интервалы и вертикальное положение

Горизонтальные интервалы между символами в серьёзной вёрстке принято регулировать аккуратнее, чем «есть пробел – нет пробела». Например, если тире шире своей площадки, оно может заехать на соседние знаки, и приходится вручную увеличивать отступы:

Хуже: отступы по умолчанию
99–00
Лучше: отступы отрегулированы вручную
99–00

Наоборот, стандартные пробелы вокруг тире могут создавать неприятные «дыры» в фактуре набора, и в этом случае интервалы лучше ужимать.

Интервалы вокруг минуса и других математических знаков — ещё более тонкая материя. Если в вашем тексте минус лишь изредка встречается во фрагментах типа –⁠430 м от уровня моря или в простейших формулах (1 000 000  − 13 % = 870 000 ), то горизонтальные интервалы можно править на глаз так же, как в случае тире. Однако в профессиональном математическом наборе величина пробелов регулируется замысловатыми правилами и традициями, которые выходят далеко за рамки этой статьи.

Вертикальное положение и дефиса, и тире в большинстве шрифтов соответствует примерно середине высоты строчных букв. Однако тире и дефис не обязательно находятся на одном уровне: примерно в трети шрифтов тире выше дефиса, а в трети — ниже. Разница может быть весьма заметной, например (пунктирная линия обозначает середину высоты строчных):

Myriad Pro
Дефис и тире (шрифт Myriad Pro)
Baskerville
Дефис и тире (шрифт Baskerville)

Если дефис или тире употребляются среди прописных букв или цифр, чёрточки стоит искусственно поднимать на оптическую середину:

Хуже: тире и дефисы на уровне середины
роста строчных букв (по умолчанию)
Знание — сила
Лучше: тире и дефисы на уровне середины
роста прописных букв
Знание — сила

Минус, наоборот, по умолчанию располагается на высоте примерно от ⅜ до ½ высоты прописных букв, чтобы гармонировать с цифрами. Поэтому, если он используется среди строчных знаков, его лучше опускать:

Хуже
a² − b² = (a + b)(a − b)
Лучше
a² − b² = (a + b)(a − b)

Как вводить чёрточки на компьютере

Из всех перечисленных чёрточек только дефис можно напрямую ввести с клавиатуры. Для минуса вообще нет стандартного способа ввода, а тире требуют специальных сочетаний клавиш:

macOS Windows
Короткое тире Opt - Alt 0150
Длинное тире Opt Shift - Alt 0151

На сенсорных клавиатурах оба тире обычно доступны, если нажать и удерживать дефис:

Знак тире на сенсорной клавиатуре (iPhone)

В программах для работы с текстом бывают собственные сочетания клавиш для специальных символов: например, в Microsoft Word короткое тире вводится через Ctrl -, а длинное — через Ctrl Alt - (на цифровой панели). Как правило, программы позволяют настраивать пользовательские сочетания: например, если вы часто используете в Word знак минуса, можно в настройках программы задать для него удобное сочетание клавиш.

Можно набирать чёрточки или другие неклавиатурные символы с помощью глобальных сочетаний клавиш на уровне операционной системы, но для этого понадобится установить отдельную раскладку (например, Unicode Hex Input в macOS) или стороннюю программу, которая обрабатывает ввод с клавиатуры (например, AutoHotkey в Windows).

Чёрточки в Unicode

В Unicode дефису соответствуют четыре символа:

Все они выглядят абсолютно идентично, но ведут себя по⁠-⁠разному. Первый дефис (U⁠+⁠002D) — тот самый, который вводится прямо с клавиатуры. Именно его используют в подавляющем большинстве случаев, когда набирают текст на компьютере.

Дефис U⁠+⁠00AD — это так называемый мягкий перенос. Если вставить его внутри слова, он сам по себе не отображается, однако превращается в полноценный перенос, когда его позиция приходится на конец строки.

Символ U⁠+⁠2010 задумывался как специальный «типографский» дефис в противовес «компьютерному», за который отвечает U⁠+⁠002D. Однако новый знак не завоевал популярности: по внешнему виду и поведению он ничем не отличается от привычного «компьютерного» дефиса, зато его нельзя набрать непосредственно с клавиатуры, его плохо опознают поисковые системы, и он бывает далеко не во всех шрифтах. Если компьютер не обнаружит символа U⁠+⁠2010 в текущем шрифте, он может вывести вместо него дефис из другого шрифта, который не гармонирует с окружающими буквами, а то и вовсе показать пустой квадратик или какой⁠-⁠то ещё заменитель.

Хуже: дефис U⁠+⁠2010 из другого шрифта
рок-н-ролл
Лучше: обычный дефис U⁠+⁠00AD
рок-н-ролл

Наконец, U⁠+⁠2011 — это неразрывный дефис. Компьютер имеет право переводить строку после обычного дефиса, а неразрывный дефис гарантирует, что ни до, ни после него строка не разорвётся. Но этот знак страдает теми же техническими изъянами, что и U⁠+⁠2010. Поэтому я использую в качестве дефиса только традиционный U⁠+⁠002D, а неразрывность обеспечиваю другими средствами.

За короткое и длинное тире в Unicode отвечают символы U⁠+⁠2013 EN DASH и U⁠+⁠2014 EM DASH соответственно, за минус — U⁠+⁠2212 MINUS SIGN.

В Unicode много других символов, которые тоже выглядят как горизонтальные чёрточки. Некоторые из них используются в иностранных языках в качестве знаков алфавита или пунктуации, а другие применяются как пиктограммы или технические символы. Вот неполный перечень чёрточек Unicode; здесь перечислены коды и названия, но не показаны сами чёрточки, ведь внешне они мало отличаются друг от друга:

0640ARABIC TATWEEL
06D4ARABIC FULL STOP
1173HANGUL JUNGSEONG EU
172DHANUNOO LETTER RA
174DBUHID LETTER RA
1806MONGOLIAN TODO SOFT HYPHEN
180AMONGOLIAN NIRUGU
1B78BALINESE MUSICAL SYMBOL LEFT⁠-⁠HAND OPEN PANG
1BC7BATAK LETTER PA
1C7COL CHIKI PHAARKAA
2012FIGURE DASH
2015HORIZONTAL BAR
2043HYPHEN BULLET
23AFHORIZONTAL LINE EXTENSION
23BBHORIZONTAL SCAN LINE⁠-⁠3
23E4STRAIGHTNESS
2500BOX DRAWINGS LIGHT HORIZONTAL
2501BOX DRAWINGS HEAVY HORIZONTAL
268AMONOGRAM FOR YANG
2F00KANGXI RADICAL ONE
30FCKATAKANA-HIRAGANA PROLONGED SOUND MARK
3127BOPOMOFO LETTER I
3161HANGUL LETTER EU
31D0CJK STROKE H
4E00CJK UNIFIED IDEOGRAPH⁠-⁠4E00
A7F7LATIN EPIGRAPHIC LETTER SIDEWAYS I
10110AEGEAN NUMBER TEN
10191ROMAN UNCIA SIGN
1104BBRAHMI PUNCTUATION LINE
11052BRAHMI NUMBER ONE
110BEKAITHI SECTION MARK
111DCSHARADA HEADSTROKE
1123BKHOJKI SECTION MARK
1BC03DUPLOYAN LETTER T
1BC08DUPLOYAN LETTER D
1D116MUSICAL SYMBOL ONE⁠-⁠LINE STAFF
1D129MUSICAL SYMBOL MULTIPLE MEASURE REST
1D360COUNTING ROD UNIT DIGIT ONE
1DA88SIGNWRITING FULL STOP