Ростислав Чебыкин

Хижина дяди Сэма

Как я искал работу: IT-Online

Ти казала: «У суботу
Підем разом на роботу».
Я прийшов — тебе нема,—
Підманула, підвела!

Украинская народная песня

Я не имею ничего против сайтов знакомств как таковых, равно как против сводничества, проституции и порнографии. Не могу похвастаться обширным опытом в этих областях, но верю, что всем перечисленным можно заниматься так, чтобы не причинять никому вреда.

А вот что я действительно ненавижу — так это лицемерие, фальшь и обман. Не переношу, когда люди говорят не то, что думают, и делают не то, что считают правильным. Терпеть не могу, когда впаривают, втюхивают и охмуряют. Возмущаюсь, когда выдают чёрное за белое, субъективное за общезначимое, а проплаченную рекламу за личное мнение.

Это качество иногда мешает мне в трудоустройстве. Вокруг ошиваются работодатели, которые хотят взять меня в штат и даже готовы платить деньги,— а я к ним не иду, потому что они занимаются впариванием и разводками.

Ещё я не иду туда, где подписывают NDA — то есть соглашение о неразглашении. Я дорожу возможностью свободно рассказывать о своём опыте, где хочу, когда хочу и кому хочу. И не стану работать в условиях, где параноидальные корпорасты пытаются это запретить.

Корпорасты настаивают, что NDA — это обычное дело в бизнесе, что это принято во всех серьёзных компаниях, и прочее бла-бла-бла. Конечно, это ложь. «Неразглашением» озабочены там, где занимаются чем-то недостойным и не желают, чтобы это всплыло наружу. А оно всё равно всплывает.

Как вы догадались, я подхожу к UsabilityLab, о которой начал разговор в предыдущей заметке.

После загадочного сотрудничества с Дмитрием Сатиным у меня остались вопросы к этой фирме. Чтобы прояснить их, я подался в IT-Online (головную контору по отношению к UsabilityLab), претендуя на вакансию то ли начальника отдела проектирования, то ли руководителя группы R&D.

С самого начала у нас с IT-Online сложилось удивительное единодушие: я не особенно собирался там работать, а они не особенно хотели меня трудоустраивать. Со мной общалась эйчарная тётка с искусственным интеллектом, которая заведомо не принимала окончательных решений и не собиралась знакомить меня с руководителями, которые их принимают.

Тем не менее, тётка не торопилась сообщать мне, что я им не нужен. Вместо этого она то «теряла» письма, то не подходила к телефону (а когда я перезванивал с чужого номера, она волшебным образом оказывалась на связи) и в конце концов «заболела» прямо перед собеседованием, которое сама же назначила.

Я задавал прямые вопросы: «О тётка! У меня складывается впечатление, будто вы совсем не хотите, чтобы я у вас работал. Тогда так и скажите, и не будем зря тратить время». Нет же, она не признавалась. Думаю, вся эта контора настолько пропиталась ложью и лицемерием, что сотрудники органически не умеют говорить прямо.

После многомесячных увиливаний и переносов собеседование наконец состоялось. Перед ним я опять спросил эйчарщицу: «В результате этого собеседования вы наконец определитесь однозначно, хотите вы меня или нет?» Она пообещала, что определится, и, естественно, в очередной раз обманула. Наш разговор закончился на том, что тётка посулила прислать «на днях» ещё какое-то тестовое задание. И немедленно сбежала в отпуск.

Несмотря на феноменальную изворотливость представительницы IT-Online, на собеседовании я выяснил немало подробностей и про эту фирму, и про UsabilityLab, и даже немного про личную жизнь Дмитрия Сатина, хотя эта тема меня совсем не интересовала.

Приготовьтесь, сейчас буду излагать.

Значит, есть американская компания, владеющая одним из крупнейших сайтов знакомств. На этом сайте богатые дяденьки из западных стран общаются за деньги с наивными русскими красавицами. Этой же фирме принадлежат несколько более мелких сайтов, предлагающих те же знакомства и сопутствующие услуги. Сотни тысяч пользователей, безумный трафик, колоссальная прибыль.

С 1997 года IT-Online находится под контролем американской компании и обслуживает все эти сайты. На заокеанских хозяев вкалывает внушительный штат сотрудников, включая программистов, верстальщиков, юристов, переводчиков и модераторов, следящих, чтобы западные дяденьки и русские красавицы не вздумали передавать друг другу контактную информацию.

Работа в IT-Online происходит в режиме непрерывной авральной полундры. Если помните, в прошлой заметке я рассказывал, как Дмитрий Сатин поручал мне задания, с которыми требовалось справиться за одну ночь. Так вот, других режимов работы там не бывает. Абсолютно всё делается быстро-срочно, сверхурочно и круглосуточно. Сотрудники горбатятся по вечерам, по ночам и на выходных, а над ними возвышается надзиратель с бейсбольной битой и декламирует выдержки из «Патриотического акта». За успехи работников поощряют внеочередными «Биг Маками» и разрешают погулять во внутреннем дворике.

Львиную долю доходов от этой деятельности получают американские хозяева, но выделяют какую-то мелочь на оплату российской рабочей силы. Собственно, на эти деньги и существует IT-Online и её дочерние структуры. На эти деньги живёт UsabilityLab со своими высокотехнологичными лабораториями, функционирует CareerLab, создан процессинговый центр PayOnline System. На эти деньги проводятся конференции User Experience Russia и Social Experience, на эти деньги Дмитрий Сатин занимается своей личной жизнью, которая, впрочем, меня совсем не интересует.

Я спрашивал эйчарную тётку: если вы не видите ничего плохого в том, чтобы возделывать сайты знакомств, то почему не афишируете этого? Почему на сайте IT-Online не написано, какой продукт производит эта контора? Почему соискатель, пришедший на собеседование, только на третий час узнал, чем ему предложат заниматься на работе? Какие причины скрывать от людей основную суть вашей деятельности? Чего вы боитесь-то?

Тётка увиливала в лучших партизанских традициях. А после очередного прямого вопроса просто вскочила и выбежала из переговорной, пытаясь делать вид, что у неё зазвонил телефон.

Главный вывод, который я сделал,— в том, что в нашей стране пока никому не удаётся по-серьёзному зарабатывать на юзабилити. UsabilityLab пытается производить такое впечатление, но что с ней станет, если тот самый сайт знакомств накроется, или если американские хозяева откажутся от нашей рабочей силы?

Так что у любого из нас с вами ещё есть шанс стать первым по-настоящему успешным юзабилистом в России. Это может получиться, если только не начинать сразу с обмана, конспирации и зарубежных хозяев.