Ростислав Чебыкин

Печальные мелочи

Классические ошибки любительской типографики

Мне каждая мелочь близка,
над каждой я плачу…

Зинаида Гиппиус. Оттуда?

Здесь перечислены распространённые типографические ошибки, которые встречаются в Интернете и офлайне.

Иногда меня представляют типографским маньяком, который готов перегрызть глотку за кавычки или неразрывные пробелы. На самом деле я как читатель обращаю внимание прежде всего на смысл и назначение текста, затем — на фактическую точность, логическую связность, композицию и стиль и лишь в последнюю очередь — на грамматику и типографику. Среди моих любимых текстов немало таких, где авторы путаются в запятых и тире, а о «правильных» кавычках вообще не подозревают.

Тем не менее я считаю, что текст с хорошим типографским оформлением лучше, чем без него. Качественно набранный и свёрстанный текст смотрится солидно, выразительно и привлекательно, а во многих случаях типографика влияет на удобочитаемость. Профессиональная типографика не спасёт плохой текст, но подчеркнёт достоинства хорошего.

Итак, большинство сайтов страдают от одних и тех же типографических неприятностей:

Горизонтальное выравнивание

Самый рекомендуемый способ выравнивания многострочного текста — по левому краю, как в этой статье. Другие способы годятся для профессионалов, которые знают, что делают. В любительском исполнении альтернативное выравнивание приводит к проблемам.

Выравнивание по ширине

От непрофессионального выравнивания по ширине возникают громадные пробелы между словами, а от этого портится не только внешний вид текста, но и удобочитаемость:

Выравнивание по ширине

В грамотной вёрстке выравнивание по ширине применяется только вместе с переносами в словах. Обычно также следят, чтобы в конце строк не оставались «висячие» предлоги и союзы, чтобы пробелы в соседних строках не сильно различались по ширине, чтобы последняя строка не была чересчур длинной или чересчур короткой и чтобы соблюдались другие правила выключки, которые можно найти в специальных справочниках. Если вы не готовы добиваться всего этого — забудьте про выравнивание по ширине.

Выравнивание по центру

Достигнув конца строки в связном тексте, зрение читателя привычно переходит к началу следующей. Если все строки не выровнены по общему левому краю, этот переход требует больше усилий, и читатель быстрее устаёт.

Выравнивание по центру

Выравнивание по центру иногда уместно для коротких разнородных надписей:

Through the Looking-Glass, and What Alice Found There

Прописные буквы

Неграмотному употреблению прописных букв посвящена отдельная статья. Среди главных ошибок — надписи одними прописными, а также прописные буквы в начале слов, которым они не положены (Генеральный Директор Компании, местоимения вы и ваш).

Суррогатные символы

Вместо некоторых знаков препинания и других символов часто употребляются неполноценные заменители, которые легче ввести с клавиатуры. Особенно страдают кавычки, тире и апостроф:

Правильно «Тысяча чертей!» — воскликнул Д’Артаньян.
Неправильно "Тысяча чертей!" - воскликнул Д'Артаньян.

О суррогатах тоже есть отдельная статья.

Пробелы

Основная беда пробелов — в том, что их не ставят там, где нужно. В первую очередь это относится к сокращениям: и т.д., А.С. Пушкин. Хотя на этот счёт нет специальных правил в учебниках и справочниках, в русской письменности примерно с XVI–XVII веков принято отделять слова друг от друга пробелами. Если полные, несокращённые слова разделяются пробелами (и так далее, Александр Сергеевич Пушкин), то какие могут быть причины с сокращёнными словами поступать по-другому?

Особый случай — знак процента после числа. В прежние времена его писали слитно с числом (80%), но в 1981 году ГОСТ 8.417 утвердил раздельное написание (80 %). С тех пор вокруг этой разницы кипят неистовые религиозные войны, хотя мне кажется, что ни тот, ни другой вариант не оскорбляет мировую гармонию.

Достоинство раздельного написания — в унификации: если остальные единицы величин (например, кг или Вт) пишутся раздельно, то зачем делать исключение именно для знака процента?

Наращения числительных

Порядковые числительные

Порядковые числительные могут записываться с наращением падежного окончания через дефис: 8-й этаж, 50-я годовщина. Справочники советуют писать наращение из одной буквы, если предпоследняя буква числительного — гласная, и из двух букв в остальных случаях:

Правильно Неправильно
2-й, 5-я, 10-м 2-ой, 5-ая, 10-ым
3-го, 7-го 3-его, 7-ого

Наращения не пишутся в датах:

Правильно 12 апреля 1961 года
Неправильно 12-е апреля 1961-го года

Количественные числительные

Традиционные правила русского языка не предусматривают дефисных наращений для количественных числительных (неправильно: поймали 2-х лещей и 3-х язей, 2-ух лещей и 3-ёх язей). Иногда такое написание оправдывают тем, что так понятнее, в каком падеже стоит числительное и как его читать. Мне этот аргумент кажется сомнительным: наоборот, по формальным правилам фразу поймали 2-х лещей и 3-х язей следует читать как поймали вторых лещей и третьих язей, что вряд ли имел в виду автор.

Шрифтовые выделения

Компьютерные технологии позволяют делать со шрифтами практически что угодно, и, к сожалению, неквалифицированные дизайнеры именно это и делают.

Полужирный и курсив

Выделения полужирным и курсивным шрифтом годятся для отдельных слов и словосочетаний в сплошном тексте, а также для небольших самостоятельных надписей (например, заголовков и подписей). Если выделять крупные массивы текста, снова страдает удобочитаемость. Кроме того, при этом теряется сам смысл выделения.

А делать текст одновременно полужирным и курсивным не стоит почти никогда.

Хорошо Плохо Плохо Совсем плохо
Обычный шрифт Курсив Полужирный шрифт Полужирный курсив

Подчёркнутый текст

Когда люди видят в Интернете подчёркнутый текст, они думают, что это ссылка, и пытаются по ней щёлкнуть. Если на самом деле это не ссылка, люди будут сбиты с толку.

Обратной зависимости нет: ссылки могут быть и с подчёркиванием, и без. Но если текст не является ссылкой — не надо его подчёркивать.

Вычурные шрифты

Шрифты необычного стиля (рукописные, «дизайнерские», «фэнтезийные») тоже бывают уместны в заголовках, рекламных слоганах и подобных надписях, если они удачно сочетаются с остальным дизайном. Но в массиве текста они только затрудняют восприятие.

Хорошо Плохо
Нигде кроме как в Моссельпроме Декоративный шрифт не на своём месте

Сплошной текст стоит набирать обычными текстовыми шрифтами (например: Times, Palatino, Georgia, Arial, Tahoma, Calibri). А дизайнерский талант лучше проявить в правильном сочетании кегля и междустрочных интервалов, в удачном выборе отступов, пропорций текстовых блоков и других свойств, влияющих на удобочитаемость.

Любительские шрифтовые эффекты

Компьютерные технологии позволяют приделать к тексту тень или отражение, сделать буквы объёмными, рельефными, изогнуть надпись по любой форме и вывернуть её наизнанку. Результат выглядит не только неудобочитаемо, но и антихудожественно. Немногие известные мне примеры удачной деформации текста сделаны, во-первых, опытными мастерами, во-вторых, ручной работой (а не автоматическими фильтрами), а в-третьих, в основном задолго до компьютерной эпохи (как надпись на плакате «Моссельпрома»).

Любительские шрифтовые эффекты Хуже некуда

Восклицательный знак

Восклицательный знак — полезный символ, он привлекает внимание и придаёт фразе эмоциональный акцент:

Родина-мать зовёт!

Однако он выглядит нелепо в предложениях официально-делового стиля, которым не подобает восклицательная интонация:

В I квартале отдел продаж достиг увеличения средней стоимости сделки на 99,5 рублей!

Также плохо, если слишком много предложений в одном тексте оканчиваются восклицательными знаками. Возникает та же проблема, что и со шрифтовыми выделениями: если акцентировать всё подряд, в итоге окажется, что ничего не акцентировано.

Если вы не профессиональный писатель или редактор — постарайтесь вовсе избегать восклицаний в нехудожественных текстах. И никогда не ставьте два, три или ещё больше восклицательных знаков подряд!!!

Правописание в заголовках

В конце заголовков и похожих надписей не полагается точка. Во всём остальном эти надписи подчиняются тем же правилам орфографии и пунктуации, что и любые другие тексты.

К сожалению, разработчики «фирменной айдентики» порой придерживаются своего особого правописания:

Страна которой нет

Вот ещё примеры из вывесок, рекламы и новостных заголовков:

Неправильно Правильно
Чайхона Чайхана
Кофе по восточному Кофе по-восточному
Они не такие как все Они не такие, как все
Качество наша профессия Качество — наша профессия
Властелин Колец
получил 11 Оскаров
«Властелин Колец»
получил 11 «Оскаров»

Иностранные форматы

Многие авторы текстов не догадываются, что в разных языках приняты разные форматы записи чисел, дат и денежных сумм. Поэтому эти авторы используют в русском тексте американские манеры. Сравните отечественные форматы с зарубежными:

Русский язык Английский язык
Разделитель групп
разрядов в числе
Пробел 1 000 000 Запятая 1,000,000
Разделитель целой
и дробной частей
Запятая 3,14 Точка 3.14
Формат даты ДД.ММ.ГГГГ 17.08.2013 ДД/ММ/ГГГГ (брит.)
ММ/ДД/ГГГГ (амер.)
17/08/2013
08/17/2013
Обозначение
валюты
После числа
через пробел
100 $
100 долларов
100 долл.
Перед числом
без пробела
$100
Знак номера № 1234 # (амер.) #1234

Знак ударения

В некоторых словах приходится явно указывать, на какой слог падает ударение, потому что от этого зависит смысл (большая часть или большая часть). Часто применяют «пионерские» методы: выделяют ударную букву курсивом (большая) или полужирным шрифтом (большая), а то и делают прописной (большАя).

Всё это неграмотно в русском языке. Единственный нормативный вариант — собственно, знак ударения над гласной: большая, самого, стоит, совершенный (если есть риск перепутать с совершённый).

Я предпочитаю делать знак ударения бледнее, чем цвет текста (сравните: большáя и большая), однако больше никто до этого пока не додумался.

И напоследок повторю то, с чего начал. Я не считаю типографические оплошности большим преступлением. Текст может быть полезным и эффективным, даже если в нём собраны все перечисленные ошибки. Однако, по моему мнению, всё-таки лучше, если в тексте нет никаких недостатков — ни смысловых, ни стилистических, ни грамматических, ни типографских.