Измайловский кремль
В конце 1980-х я любил ходить на «вернисаж» в Измайлово. Это был стихийный рынок, где продавались картины и декоративные поделки, антикварный хлам, марки, значки и самиздатовские книжки непризнанных поэтов. Ещё там можно было найти интересные вещества и субстанции.
Первого мая нынешнего года меня снова занесло в те края. За прошедший срок там понастроили русско-вавилонских башен и убрали всех людей. Ну, то есть, там вообще никого нет. Можно почувствовать себя героем фильма «Я — легенда».
Нет картин и поделок, нет поэтов и веществ. Стоят свежепокрашенные хоромины, двери и окна закупорены, гуляет ветер, сгущаются тучи.
Фигура дворника при ближайшем рассмотрении оказалась художественной инсталляцией. Она сама мне так сказала.
А вот розовое здание — как вы думаете, что это? Музей гламура? Официальное представительство куклы Барби в России? Лесбийский притон?
Ну и не угадали. Представляете, это — музей водки:
Наверное, там стоят здоровенные колбы со спиртом, а в них хранятся исторические бутылки водки. От древних шумеров до далёкого будущего.
К сожалению, убедиться в этом не удалось, потому что, опять же, всё наглухо заперто, и дверная ручка покрыта вековой пылью.
На соседнем здании — сочетание рекламных перетяжек, которое наводит на ассоциации.
Представляю себе эту «организацию праздников». В программе — церемония взятия Берлина, костюмированная капитуляция, конкурс граффити на стенах Рейхстага, соревнования по скоростному водружению знамени. А потом все идут в музей водки пить водку.
А теперь — внимание. Дамы и господа, аллея живописи:
Дамы и господа, посмотрите направо. Вы видите длинное пустое место.
Посмотрите налево. Вы видите то же самое. Если хотите, ещё раз посмотрите направо и сопоставьте.
Посмотрите прямо, вперёд, назад, вокруг, под углом и набекрень. Это всё ещё «аллея живописи». Вот до чего у нас живописная живопись. Это вам не Пикадилли с Монмартром! Ну правда, что все эти художники понимают в настоящей живописи? Они только захламляют пространство своими мольбертами и беретами. Истинная живопись невыразима, невещественна и не требует присутствия человека. Вглядитесь — это же само совершенство:
Впрочем, на задворках ещё встречаются остатки материальных художеств. Хотя, пожалуй, лучше бы их не было. Что подумают о нашей культуре пришельцы, если увидят этот сюр?
Кто-нибудь может объяснить, что здесь изображено? В чём сюжет картины? Что за существо справа от матроса? Кот? Енот? Хомяк? Почему на нём зелёные штаны? Почему оно виновато разводит руками? Почему судно окрашено в цвета российского флага? Может быть, это диверсия и провокация, и пора звать милицию с бульдозерами?
Хотя бульдозеры вряд ли требуются: людей здесь всё равно нет, и некому воспринимать это контркультурное хулиганство.
А вот языческий курган на братской могиле. Курган увешан трупами кукол и искусственными соплями. На этом месте я начал догадываться, почему здесь никого нет и куда деваются люди. Слава богам, у меня мощная позитивная аура, поэтому я отделался расстройством желудка и приятными галлюцинациями.
Кстати, про расстройство желудка. Вот расписные сортиры. Они все тоже заперты. Впрочем, это не проблема: в условиях абсолютной безлюдности тут можно облегчаться где угодно.
Вот веранда, уходящая за горизонт. И тоже ни единой души.
Вокруг этих сооружений необозримо простираются строительно-монтажные пустыри.
И здесь тоже никого нет. Так ведь и рехнуться можно. Праздничный выходной день, хорошая погода, вторая половина дня, почти центр Москвы, известное место культуры и отдыха поблизости от метро — и на всех этих гектарах ни одного человека. Люди, ау! Где вы, люди?.. Никто не откликается. Нет даже охраны, что для Москвы вообще запредельная мистика.
Да в Бирюлёвском лесу глубокой ночью — и то больше народу. Бывало, только выберешь укромный уголок в чаще, только устроишься (не скажу зачем) — и тут же из соседних кустов сопят, вопят или звонят в колокола…
А тут, в Измайловском кремле, можно среди бела дня устраивать оргии, изготавливать взрывчатые вещества, призывать к свержению государственного строя и приносить человеческие жертвы. Никто не заметит.
Всё это безлюдное великолепие скорбно отражается в глади Серебряно-Виноградного пруда. В пруду тоже никого нет, я проверял.
Здесь давно не ступала нога человека.
Кстати, посреди пруда — Измайловский остров с архитектурными достопримечательностями и памятником Петру I. И там тоже ни души.